Как отношения с мамой влияют на собственное материнство: психоаналитический взгляд

Всем привет! Меня зовут Диана, я психоаналитически-ориентированный психолог. И сегодня хочу обсудить такую сложную, но интересную тему, а именно: как отношения с нашей мамой влияют на наши отношения к собственному материнству. То есть буквально как наша мама влияет на то, какой мамой мы видим и ощущаем себя. Этот вопрос исследовался многими психоаналитиками, и надеюсь, что их выводы могут нам помочь понять, почему мы именно такие родители, какие бессознательные страхи и ожидания у нас есть в отношении себя, себя как родителей, в отношении наших детей, и почему бессознательно мы повторяем родительское поведение и родительские ошибки.

Мать как краеугольный камень

Вообще в психоанализе, как это любят подчеркивать, мать - это, в принципе, краеугольный камень и центральная фигура. То есть этот человек - это буквально центр мира в младенчестве. И, конечно, именно мать формирует нашу личность и наше отношение к себе, к другим и к собственному материнству тоже. Так или иначе, я думаю все согласятся, что мать это первая фигура привязанности в жизни любого ребенка. И то, как мама смотрит, то, как мама относится, как мама трогает - все это закладывает нашу самооценку, наше отношение к себе, наше понимание себя. А впоследствии мы это все переносим и на отношения с другими людьми, в том числе, с нашими детьми.

Когда женщина становится матерью, ее детский опыт активизируется. И на поверхность выходят все старые детские травмы, обиды, неразрешенные конфликты, страхи. И женщина может либо бессознательно копировать поведение, которое было у ее мамы, а может, наоборот, стараться делать все по-другому, специально отрицая все, что было у ее мамы. И хотя эти процессы могут быть незаметны, но они действительно формируют стиль воспитания. И важно это в себе замечать и знать. И на самом деле ответы на такие вопросы, как почему одни женщины такие гиперопекающие, а другие эмоционально отстраненные, почему одни такие чрезмерно заботливые, любящие, а другим очень сложно - все эти ответы, на взгляд психоаналитиков, кроются в собственном детстве и в собственных отношениях со своей мамой.

В этом видео я буду использовать разные термины, разные исследования великих психоаналитиков, но не буду перегружать именами авторов, оставлю их в описании. Если вам интересно, я настоятельно рекомендую обратиться к первоисточникам. Это и Динора Пайнс, и Рональд Фейербейрн, и Дональд Винникотт. Пожалуйста, имейте в виду.

Внутренняя мама: диада и интроекция

А пока давайте поговорим про внутреннюю маму или внутренний материнский объект. Вообще это крайне увлекательный феномен. То есть, когда женщина готовится к материнству, когда она беременна, она одновременно и дочь своей мамы, и, соответственно, будущая мама для своего ребенка. Вообще в нашей психике есть такие условные диады. И вот есть диада "мама и дочка", и между ними связь. И когда женщина готовится стать матерью, она из этой диады "мама и дочка" начинает перемещаться к полюсу "мама". Ну, при этом, просто еще одна добавляется диада, где она становится уже мамой, и ждет ребенка. Но поскольку для нее мама, это в первую очередь ее мама, и опыта, какие бывают другие мамы, у нее нет, конечно, это напрямую влияет на то, как она себя будет ощущать, и что она будет делать, просто потому что вот только такой опыт у нее есть, как буквально с любыми другими отношениями. Мы не можем выстроить отношения, если у нас не было каких-то других примеров. Только как мы привыкли это делать.

Поэтому и существуют психологи, потому что если отношения в семье были деструктивные, и не удалось по каким-то причинам в школе, а это довольно сложно сделать, учитывая, что в семье были деструктивные отношения, с учителями, с тренерами не было возможности наладить какие-то здоровые, адекватные отношения, то именно психолог помогает внедрить такой новый опыт здоровых, классных отношений, которые можно потом копировать и переносить на уже других окружающих людей. Так вот, с материнством так, к сожалению, сделать сложно. Поэтому вот какая мама была, такой в любом случае образ себя как матери у девочки и будет. Просто потому что у нее не было другой мамы.

Но кроме того, кроме этой диады, есть еще концепция интроекции. То есть в принципе интроекция – это то, как ребенок учится существовать. Он буквально вбирает в себя, впитывает модели родительского поведения. То есть это может быть и эмоциональная составляющая жизни, и какая-то когнитивная, то есть всякие там установки, мысли, образ поведения и все остальное. И таким образом, естественно, самый первый объект, который у нас есть, и тот объект, на котором мы учимся, на примере которого мы учимся существовать, это, конечно, наша мама. Поэтому мама – это очень мощный, центровой интроект внутри нас.

Мы буквально скопировали мамину модель поведения, модель отношения к жизни, эмоциональность, темперамент, и поместили в себя. Потом, в хорошем случае, у нас получается это чем-то разбавить и иногда выбирать, то есть хочу ли я сейчас как мама действовать, или все-таки как-то по-другому. Но самое главное, что у нас есть, и это абсолютно нормально, потому что мы все-таки дети наших мам, там и ДНК, и в первые годы жизни мы вообще, в принципе, никого больше не видим и не слышим. Для нас мама – это наш мир. Поэтому это абсолютно логично и адекватно, что, конечно, у нас очень много маминого. Какая бы мама ни была, хорошая или плохая, это как бы такой факт.

Сценарии влияния матери на собственное материнство

И возвращаясь к теме собственного материнства, надо сказать, что есть два основных сценария, как вот собственная мама на это влияет.

Идентификация

То есть копирование маминого поведения и эмоциональности. Мама была холодной и отстраненной, я, соответственно, тоже буду холодной и отстраненной мамой, потому что я по-другому не умею, я другого не знаю. Характерная особенность этого сценария – это то, что, ну, в принципе, нету даже мысли, что может быть как-то по-другому. То есть было так, так и есть, и не возникает идеи, что бывает как-то иначе.

Бунт и компенсация

То есть это всё абсолютно наоборот. Всё абсолютно иначе, всё абсолютно по-другому. Если мама была холодной и отстраненной, я буду мамой, которая очень экспрессивная, очень опекающая, очень заботливая, очень эмоциональная. И здесь тоже не всё так хорошо и гладко, как это может кому-то видеться, потому что это, на самом деле, всё равно из такой очень большой боли. Почему это называется, собственно, компенсаторным механизмом? Потому что это желание себе маленькой компенсировать такую идеальную маму. У меня не было мамы эмоциональной и тёплой, и заботливой. Теперь я буду такой мамой. Но ребёнка, как бы собственного, в этом контакте всё равно практически нету, потому что это я себе пытаюсь что-то доказать, а ребёнка не вижу.

Нестабильная мама: расщепление и негатив

И, кстати, есть ещё один сценарий. Если мама была нестабильной, если мама была амбивалентной, то есть сначала она была злой, потом доброй. Сначала она была эмоционально недоступной, а потом резко стала очень заботливой. В таком случае у ребёнка, ну, помимо того, что это шок, ему ещё приходится эту маму расщеплять. На хорошую маму и на маму плохую. В таких условиях, когда нет эмоциональной поддержки, злиться на маму – это вообще невозможно.

Вообще, в принципе, любым детям на маму злиться очень сложно. Но как бы когда мама более-менее стабильная, у неё есть эмоциональный отклик какой-то, то это там чуть-чуть может начинать разрешаться себе. В случаях с такой нестабильной мамой, с мамой очень амбивалентной, которая в один день такая, через 5 минут другая, злиться на неё вообще, в принципе, очень опасно, как считает ребёнок, потому что иначе она его вообще точно бросит.

Так вот, вот это расщепление, то есть мама хорошая, мама плохая, и негатив, связанный с фигурой плохой мамы, ребёнок направляет на себя. И от этого, кстати, могут быть очень строгие внутренние критики, синдромы самозванца, вот это вот всё, проблема с агрессией, проблема в отношениях, распространённая очень причина. Но самое главное, что когда девочка, девушка, женщина, готовится стать матерью, у неё вот этот образ плохой мамы, который был отщеплён от мамы хорошей, из одной реальной мамы, он начинает прорываться в собственное материнство и в собственное отношение к себе, как к маме. То есть это начинает отравлять своё ощущение себя, как мамы, как реальной мамы, вот этим вот негативом, который просто был отщеплён от своей реальной мамы.

Идентификация с агрессором и отыгрывание

Что тут ещё важно отметить? Можно ещё про эти сценарии, стратегии поговорить и немножечко более полно их раскрыть. Например, идентификация. Вообще идентификация ещё может включаться в ситуациях какой-то травмы. Вы, наверное, слышали про идентификацию с агрессором. То есть это такой способ совладать с беспомощностью, с невозможностью сейчас что-то сделать, и психика тогда начинает идентифицироваться с человеком, который причиняет какое-то страдание. Для ребёнка мама может причинить страдания кучей разных способов, многие из которых абсолютно нормальные.

То есть, например, его там на 5 минут оставить. Но для ребёнка это уже большой стресс и большая фрустрация. Так вот, в каких-то моментах может включиться эта идентификация. И, соответственно, если отношения с мамой были вообще, в целом, достаточно травматичными, давайте опять про пример эмоционально недоступной мамы, потому что это довольно распространённый тип женщин, и многие из нас с этим так или иначе сталкивались. Если мама была эмоционально недоступная, холодная, для ребёнка это стресс, и тогда он начинает идентифицироваться с вот фигурой мамы, то есть присоединяться к вот этому агрессору, как он это воспринимает. И затем, ну, довольно сложно уже расщепиться, когда ты сама мама, потому что ты и так всю жизнь был в этом слиянии, в этой идентификации.

Плюс к этому ещё можно обсудить такой интересный феномен, как отыгрывание. Когда-то Фрейд наблюдал за ребёнком, за своим внуком, по-моему, и он заметил, что когда его мама, мама этого ребёнка выходит, ребёнок начинает бросать игрушку. И Фрейд это связал с тем, что когда мама выходит, ребёнок злится и начинает вымещать, как бы эту злость отыгрывать, вот это вот, на игрушке. И история ещё в том, что он опять-таки идентифицируется с мамой, которая бросила его, своего ребёнка. И ребёнок, идентифицируясь с мамой, бросает, как его бросили, но он теперь бросает игрушку. И с одной стороны, это переход из такой пассивной позиции, где меня бросили, в позицию активную, это уже я бросаю, не меня бросили. И с другой стороны, это, в принципе, способ отыграть вот эту злость.

И на самом деле, во взрослой жизни мы тоже часто к этому прибегаем. Например, когда на работе на сотрудника накричали, он приходит домой, срывается на ком-то ещё, и так далее, и так далее. Ещё много разных других, более тонких примеров. Но это как бы часть нашей психики. Так вот, этот механизм идентификации с мамой, со своей, он тоже, естественно, не может не использовать вот это отыгрывание на собственном ребёнке. Я не хочу никого пугать, это нормально, это у всех так происходит, просто интересно это замечать, что вот в какие-то моменты я так злюсь на свою маму, что я буду вымещать эту злость на ребёнке. Потому что раньше я зависела полностью от мамы, я ничего не могла ей сказать, ничего не могла сделать, уйти из дома я тоже не могла, я от неё полностью зависела, она вот так вот со мной плохо поступала. И поэтому, когда есть кто-то, кто в абсолютной нашей власти, очень вероятно, что какие-то моменты отыгрывания могут проскакивать, просто имеет смысл быть внимательным. Ну и в целом, может быть, вы тоже знаете про то, что наша психика с точки зрения психоанализа всегда стремится перепрожить травму. И вот мы бессознательно помещаем себя в такие ситуации, чтобы разорвать эту цепочку какого-то плохого сценария и наконец-то выйти победителем из этой игры. И так или иначе, мы тоже можем бессознательно создавать со своим ребёнком какие-то такие же ситуации, в которых нам бы хотелось по-другому себя повести в детстве. Ну, как минимум, это возвращение к этой диаде ребёнок и мать.

Эдипов конфликт: конкуренция и идентификация

Ну и раз мы заговорили про диады, диада в норме с мамой прерывается, точнее, дополняется, когда появляется фигура отца. И это в психоанализе называется эдиповым конфликтом, то есть когда из такого вектора появляется треугольник. И в ходе этого эдипового конфликта ещё в детстве девочка проходит много разных стадий. Самая основная – это конкуренция, с мамой, а потом идентификация и, соответственно, уже собственная жизнь. И когда девочка уже преодолела давно этот эдипов конфликт, но она сейчас готовится стать матерью, этот конфликт снова возвращается, может снова вернуться, и надо его снова прожить и преодолеть.

Потому что именно от этого конфликта может начаться конкуренция, кто лучше мама. То есть вот эти вот споры, что мама, например, дочке говорит, как надо, и говорит, что вот я так всегда делала, а дочка говорит, нет, я там хочу по-другому, ты всё неправильно делала. Вот это вот всё, это конкуренция из-за как раз-таки возобновившейся эдиповые фазы. И выход из этого в том, чтобы опять с мамой идентифицироваться. То есть да, я в чём-то такая же, как мама, во мне есть её часть, я не могу быть по-другому, как бы я не хотела, как бы вот как есть, но я теперь могу быть осознанной, могу выбирать, могу изучать себя, что мне нравится, что мне не нравится, что я делаю как мама, что я делаю не как мама, и что из этого я хочу оставить и трансформировать, а что мне не подходит, несмотря на то, что со мной так поступали, и такое какое-то бессознательное возможно желание поступать у меня до сих пор сохраняется.

Тема абортов и бесплодия: бессознательная атака на травматическое детство

И в завершении таким небольшим бонусом, хотя не очень хочется называть это бонусом, потому что это довольно тяжёлые темы, но хотелось бы осветить их, тему абортов и тему бесплодия. Я тут сразу сделаю дисклеймер, что, естественно, я не собираюсь анализировать какие-то очевидные ситуации, когда нету никаких других причин, но я думаю, что вы знаете, что ситуации бывают разные, и тех же абортов бывает не один, а довольно много за всю свою жизнь. Я говорю скорее о таких случаях, как и про бесплодие. Очевидно, что есть и какие-то медицинские тяжёлые ситуации, но есть и некие психологические причины. И, как ни странно, и аборт, и бесплодие, с психологической точки зрения, это следствие определённой бессознательной атаки на собственное травматическое детство, на вот эту диаду "мама-дочь", на эту связь между мамой и дочкой. То есть если бесплодие – это такой внутренний, наверное, скорее конфликт между тем, чтобы иметь детей и не иметь детей, или какие-то бессознательные страхи, аборт – это, конечно, гораздо более агрессивное нападение, но исходящее из тех же самых травматических проблем и страхов.

Заключение

Вот. На этом я, наверное, завершу. Хочу сказать, что сейчас в целом довольно много информации и вообще, скорее, невозможно не стать осознанным родителем, поэтому классно, что люди этим занимаются, интересуются, исследуют себя. Здоровые дети рождаются у здоровых родителей. Невозможно быть идеальными родителями, это фантазии. В любом случае наши дети будут ходить к психологу. Тоже распространенный страх, что если я сейчас сделаю что-то не так, то ребенок будет ходить к психологу. Ничего страшного, пусть ходит, пусть познает себя, и мы тоже будем ходить и себя познавать. Вот. Спасибо, что досмотрели. Буду рада вашим комментариям и обсуждениям.

Вы также можете посмотреть видео на эту тему в удобном плеере: Youtube или RUTUBE

Спасибо за внимание! С вами была Диана. До новых встреч!
Диана Стец
Психолог

Другие статьи из блога

Здесь я делюсь практическими и эффективными приемами в психологии, которые пропустила через собственный опыт
Другие статьи
Made on
Tilda