Начнем с того, что Владимир Яковлевич Пропп описывает Новый год как рубеж между старым и новым временем. Старый год уходит, новый начинается, и это такое символическое время разрушения старого порядка и создания нового. Пропп выделяет несколько основных обычаев, которые связаны с празднованием Нового года:
- Колядки и ряженье: Раньше молодежь ходила по домам с песнями, переодеваясь в костюмы, как сейчас это делают в Хэллоуин. Это восходит к старым магическим ритуалам, направленным на защиту от злых духов и призыву плодородия.
- Символика Солнца: Колядки часто были связаны с символикой Солнца, как бы призывая его и отражая надежду на возвращение света в Новом году.
- Гадание: Также Новый год считался временем, когда можно было узнать будущее, когда граница между мирами истончалась, поэтому популярны были различные гадания.
- Особые угощения: На Новый год готовили ритуальные блюда, обязательно готовили кутью. Кутья – это каша, которая символизировала связь между миром живых и миром мёртвых. Она объединяла с предками и таким образом объединяла прошлое и настоящее и отдавала некую дань тем самым предкам.
- Огонь: Важную роль также играл огонь, как некий очиститель. Зажигание свечей или костров как бы очищало пространство от злых духов и не давало им уйти в Новый год.
Вообще, традиционно в нашем аграрном обществе Новый год совпадал с периодом отдыха в земледельческом цикле, когда урожай уже собран, а новая работа ещё не началась. Поэтому это было идеальное время для того, чтобы подвести некоторые итоги, осмыслить прошлый год и подготовиться к новым. Большинство ритуалов было направлено на плодородие, здоровье скота, благополучие семьи, конечно.
С изменением календаря и усилением церковного влияния частично Новый год утратил своё языческое значение. Но, тем не менее, как мы сейчас видим, многие обычаи всё-таки сохранились в такой переосмысленной форме. Например, современные ёлочные игрушки или традиция дарить подарки тоже восходит к древним магическим практикам, символизирующим плодородие и обновление.