Почему мачехи в сказках всегда злые? Тайны Крошечки-Хаврошечки, Золушки и Двуглазки

От славянских мифов до психоанализа: как сказки о злых мачехах и завистливых сёстрах объясняют устройство мира, взросление и вечную борьбу добра со злом.
Это текстовая версия выпуска подкаста, в котором я рассуждаю о скрытых символах сказок. Можете послушать здесь, или на удобной для вас площадке по ссылке: podskazki.mave.digital
Сегодняшний выпуск посвящён сразу трём сказкам, которые, на мой взгляд, связаны невидимыми нитями: это наша русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка», с ее волшебной коровой-кормилицей, знаменитая на весь мир история о «Золушке» и ее хрустальных туфельках, и менее известная, но не менее интересная сказка об «Одноглазке, Двуглазке и Трёхглазке» братьев Гримм. Если внимательно присмотреться, то мы обнаружим общую, очень мощную тему, проходящую красной линией через все эти истории — это образ злой мачехи и её не менее злых дочерей, которые, кажется, поставили себе целью превратить жизнь главной героини в сплошное, бесконечное испытание.
Добро пожаловать в подкаст «Подсказки», где мы, словно археологи, раскапываем смыслы, спрятанные в знакомых с детства сказках и мифах, чтобы понять, какое послание они несут нам сегодня, в XXI веке. С вами Диана, и сегодня мы отправимся в путешествие по страницам волшебных историй, которые, казалось бы, рассказывают о далеких временах и чудесах, но на самом деле говорят о самых насущных проблемах человеческой души которые всегда актуальны.

Напомню краткое содержание всех трех сказок

Крошечка-Хаврошечка

Мачеха с дочерьми заставляет сироту Хаврошечку выполнять тяжёлую работу и всячески её притесняет. Дочерей, кстати, зовут Одноглазка, Двуглазка и Трехглазка, как и в сказке братьев Гримм, про которую тоже пойдет речь. Единственной поддержкой Хаврошечуи становится волшебная корова, которая помогает ей справляться с заданиями. Узнав об этом, мачеха велит убить корову. Перед смертью корова просит Хаврошечку собрать её кости и закопать их. Из этих костей вырастает чудесное дерево. Позже, когда богатый человек ищет невесту, именно Хаврошечка, благодаря чудесной помощи, становится его избранницей.

Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка

У одной женщины три дочери: Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка. Двуглазка, похожая на обычных людей, терпит издевательства матери и сестёр, которые её унижают. Однако волшебный козёл помогает ей, накрывая чудесный стол, когда она голодна. Узнав об этом, мать убивает козла, но Двуглазка закапывает его кости, и на этом месте вырастает чудесное дерево. Позже рыцарь, восхищённый её деревом, влюбляется в неё и делает её своей женой, а сёстры остаются ни с чем.

Золушка

После смерти матери Золушка остаётся на попечении мачехи и её дочерей. Они унижают её, заставляют работать по дому и лишают всех радостей. Когда король устраивает бал, где принц должен выбрать невесту, мачеха запрещает Золушке идти. Но волшебная крестная помогает ей: превращает тыкву в карету и дарит ей наряд. Золушка отправляется на бал, но должна вернуться до полуночи. Принц влюбляется в неё, но она убегает, оставив туфельку. По этой туфельке принц находит Золушку и женится на ней.

Версия братьев Гримм (1812)

Золушка в сказке братьев Гримм, включённой в сборник "Детские и домашние сказки", имеет более мрачные и символичные оттенки, ближе к фольклорным корням.
Гримм не щадят своих героев: наказание злобных сестёр в финале (птицы выклёвывают им глаза) подчёркивает мораль сказки. в финале сёстры даже уродуют себя (отсекают части ног, чтобы влезть в туфельку). Вместо феи-крёстной Золушке помогает магическое дерево, выросшее на могиле её матери. Это подчёркивает связь героини с умершей матерью. Волшебство исходит от природы, а не от внешнего покровителя.

Версия Шарля Перро (1697)

Золушка Шарля Перро из сборника "Сказки матушки Гусыни" — это изысканная и романтическая история с акцентом на доброту и волшебство. Версия Перро изобилует изяществом: хрустальные туфельки, бал, роскошные платья и карета из тыквы подчёркивают волшебство и гламур.
Эти сказки — не просто наивные истории о борьбе за долгожданное счастье и прекрасного принца. Они затрагивают гораздо более глубокие и порой болезненные слои человеческой психики. Здесь и сиблинговая ревность, которая, признайтесь, знакома практически каждому, у кого есть братья или сестры. Здесь и первобытный страх быть отвергнутым, лишенным любви и внимания самых близких. Здесь и горе по утраченному, когда мир кажется рухнувшим. И, конечно, вечное человеческое стремление к справедливости, вера в то, что за страдания рано или поздно придет заслуженное вознаграждение.

Архетип злой мачехи: теневая сторона материнства

Итак, начнём с самого, пожалуй, яркого и неоднозначного персонажа — с образа мачехи. На поверхности, в самом буквальном прочтении сказок, она предстает перед нами как настоящее воплощение зла: жестокая, требовательная, несправедливая, придирающаяся по любому поводу. Но давайте попробуем посмотреть на неё под другим углом. Если смотреть глубже, мачеха – это архетип "плохой матери". И здесь речь идет не о конкретном человеке, а о той теневой стороне материнской фигуры, которая, увы, есть в жизни каждого ребенка. Это та часть матери, которая не всегда готова исполнять все желания своего чада, которая устанавливает порой очень жесткие границы, которая может быть отстраненной и, в силу разных причин, не всегда дарит ту безусловную любовь и заботу, на которую рассчитывает ребенок.

Юридический аспект образа мачехи

Интересно взглянуть на этот образ и с юридической, если так можно выразиться, точки зрения. В традиционном обществе, где вопросы наследства и ресурсов играли огромную роль, мачеха вполне закономерно воспринималась как своего рода соперница. Она, вступая в новую семью, становилась потенциальным претендентом на имущество и блага, которые ранее принадлежали детям от первого брака. В контексте сказок, где часто подчеркивается важность частной собственности, мачеха становится своеобразным символом конкуренции, отражающим вполне реальные тревоги и опасения, связанные с борьбой за ограниченные ресурсы. Ведь вспомните, в обществах, где все имущество было общим, принадлежало общине, подобных конфликтов, связанных с мачехой, в фольклоре практически не встречается. Но с развитием института частной собственности, мачеха закономерно начинает олицетворять конфликт поколений и борьбу за социальный статус. Это очень важный момент, который помогает нам понять исторические корни этого образа.
И еще один важный аспект. В сказках образ мачехи практически всегда противопоставляется образу умершей матери. И эта умершая мать, как правило, идеализирована до предела. Она – воплощение доброты, заботы, безусловной любви. И, конечно, на фоне этого идеализированного образа, мачеха, со всеми своими человеческими недостатками, выглядит еще более неприглядно. Сравнивая эти два образа, героиня сказки проходит очень сложный путь – путь от горечи утраты идеала до принятия, пусть и не идеальной, но все же реальности. Это важный психологический момент, связанный с принятием потери и адаптацией к новым обстоятельствам.

Злые сестры: метафора сиблинговой ревности

Теперь давайте поговорим о злых сестрах. Казалось бы, это просто неприятные персонажи, созданные для того, чтобы усложнить жизнь главной героини. Но на самом деле злые сестры – это очень мощная метафора сиблинговой ревности. И, честно говоря, это чувство, которое знакомо, наверное, каждому ребёнку, которому приходилось делить любовь и внимание родителей с братьями и сестрами. Их зависть к главной героине, будь то Крошечка-Хаврошечка, Золушка или Двуглазка, отражает очень распространенный детский страх – страх того, что один ребенок в семье получает больше любви, больше внимания, больше каких-то благ, чем другие.
Главная героиня, в свою очередь, часто чувствует себя эксплуатируемой, обделенной, лишенной элементарного тепла и заботы. Это, к сожалению, тоже типичное переживание детства, особенно если ребенок сталкивается с явной несправедливостью. И вот тут сказки играют очень важную роль. Они дают нам своеобразное утешение, показывая, что труд, терпение и внутренняя доброта героини в конечном итоге вознаграждаются. Это вселяет надежду и укрепляет веру в справедливость, пусть даже и сказочную.
Через такие образы дети отыгрывают свои собственные, порой очень сильные негативные эмоции: обиду, ревность, злость, зависть. Герои сказок, проживая свои непростые ситуации, как бы дают разрешение ребенку на проживание его собственных, аналогичных чувств. Они показывают, что эти чувства нормальны, что с ними можно справиться, и что даже в самых сложных и, казалось бы, безвыходных обстоятельствах, всегда есть надежда на благополучный исход. Мы, взрослые, тоже можем позволить себе проникнуться атмосферой волшебства и поверить, что любые наши чувства имеют право на существование.

Символика глаз в сказке об Одноглазке, Двуглазке и Трёхглазке

Одноглазка и Трёхглазка символизируют крайности: одна кажется слишком "простой" или "недоразвитой", другая — "слишком особенной".
Это подчёркивает конфликт, где обычность Двуглазки становится причиной зависти, ненависти и её угнетения.
Одноглазка и Трёхглазка могут быть связаны с мифологическими архетипами:
  • Одноглазка напоминает циклопа, связанного с примитивной, грубой силой.
  • Трёхглазка ассоциируется с магической или божественной силой (третий глаз в мифах часто символизирует сверхъестественное видение или интуицию).
Двуглазка, напротив, воплощает баланс и гармонию.

Одноглазка может символизировать ограниченный взгляд на мир, узость мышления, неспособность видеть ситуацию целиком. Она видит только то, что у нее перед носом, и не замечает доброты и трудолюбия Двуглазки.

Трёхглазка: Наличие лишнего глаза не делает её мудрее или лучше. Скорее, это может говорить об избыточности, бесполезности или даже искажении восприятия. Она видит "больше", но не понимает сути вещей, оставаясь такой же злой и завистливой.
Три сестры — это время: прошлое, настоящее и будущее (способное прозревать, видеть за горизонтом). И действительно — сестры, в отличие от мачехи, в общем-то НЕ вредят Хаврошечке в открытую. Они вовсе ничего не делают — только наблюдают. В этом смысле они не плохи и не хороши.

Разное количество глаз отражает социальное неравенство и зависть, из-за которых Двуглазка оказывается "чужой" в своей семье.

Образ коровы и его культурные корни

Все знают, что наша галактика называется Млечный Путь, но далеко не всем известно, что эта галактика появилась из капель молока, пролившихся из сосцов священных животных – Коровы Земун, В иудаизме особо почитается рыжая корова, которая используется в особом ритуале.
В Исламе - это вторая, самая длинная сура Корана. Она охватывает широкий круг вопросов, включая веру, закон, руководство для человечества и взаимоотношения с Богом.
В индуизме корова - священное животное. Это даже больше, чем животное; это многослойный символ, олицетворяющий материнскую заботу, изобилие, мир и духовность. Её почитание отражает философию гармонии с природой, уважения к жизни и соблюдения моральных принципов.

Сказки о мачехе и падчерице: горе, взросление и сепарация

И давайте посмотрим на сказки о мачехе и падчерице еще с одной, очень важной перспективы – с перспективы горя по утрате матери и неизбежного процесса взросления. Сказки, такие как «Крошечка-Хаврошечка» и «Золушка», можно интерпретировать как символическое изображение скорби по умершей, идеальной матери. И появление мачехи, такой строгой и отстраненной, становится своеобразным этапом в процессе переживания этой утраты. Этот процесс можно рассматривать как репарацию – то есть постепенный переход от идеализированного, нереального образа к принятию реальности, где мать – это живой человек, со своими достоинствами и недостатками, и где, в случае мачехи, могут присутствовать и вовсе не самые приятные черты характера.
Если обратиться к юнгианскому анализу, то образ мачехи приобретает еще одно интересное измерение. Здесь мачеха – это не просто неприятный персонаж, а своего рода символический вызов, который бросает жизнь героине. Это необходимость сепарироваться от материнской фигуры, выйти из-под ее опеки, перестать быть ребенком и начать самостоятельную взрослую жизнь. Страдания, которые выпадают на долю героини – это метафора процесса взросления, порой болезненного и трудного, когда ребенок постепенно осознает свою отдельность от родителей, понимает, что он – это отдельная личность со своими собственными желаниями, целями и путем. Мачеха, в этом смысле, становится катализатором этого процесса, пусть и не самым приятным способом. Она заставляет героиню покинуть уютное, пусть и идеализированное, материнское гнездо и отправиться в самостоятельное плавание.

Архетипический путь героя: труд, терпение и доброта

Теперь давайте зададимся вопросом: почему же в этих сказках труд, скромность, терпение и доброта играют такую важную роль? Почему именно эти качества в конечном итоге приводят героиню к счастливому финалу? Дело в том, что эти качества представляют собой архетипический путь героя, который проходит через испытания и невзгоды, чтобы в конце концов обрести заслуженное счастье. Испытания, которые выпадают на долю Крошечки-Хаврошечки, Золушки или Двуглазки, закаливают их характер, помогают им стать сильнее, мудрее и, в конечном итоге, заслужить свое место в мире. Эти страдания можно рассматривать как своеобразный ритуал инициации, который проводит героиню через различные этапы взросления, помогает ей примириться с собой и с окружающим миром, и подготовиться к новой, более счастливой жизни.

Внутренний конфликт и путь к гармонии

С точки зрения психологии, историю страданий героини можно рассматривать и как отражение внутреннего конфликта. Героиня, сталкиваясь с несправедливостью и жестокостью, вынуждена бороться со своими собственными "темными сторонами" – завистью к сестрам, злостью на мачеху, чувством глубокой обиды и несправедливости. И вот через преодоление этих внутренних демонов, через проявление доброты и терпения, она приходит к новому состоянию внутреннего равновесия и гармонии, которое и позволяет ей обрести счастье. Это очень важный момент: сказка показывает, что путь к счастью лежит не только через внешние изменения, но и через внутреннюю работу над собой.

Символика золы и образ Золушки: возрождение и чистота

Образ Золушки тесно связан с золой, которая имеет глубокую символику во многих культурах. Этот мотив объединяет мифы о возрождении, сакральной чистоте и переходе в новую жизненную стадию.
В мифах феникс — птица, которая возрождается из пепла. Этот процесс символизирует очищение, смерть старого и рождение нового. Золушка проходит через унижения и лишения, чтобы в итоге переродиться: превратиться в принцессу. Зола в этом контексте — символ очищения через страдание.

Связь с весталками и богиней Вестой

В древнем Риме весталки были жрицами, которые поддерживали священный огонь. Они ассоциировались с чистотой и служением. Образ Золушки перекликается с весталками: Она постоянно находится у очага, в золе, что символизирует её связь с домом, огнём и семейной традицией.Как и весталки, она сохраняет внутреннюю чистоту, несмотря на внешние испытания.
Весталки поддерживали огонь, который никогда не должен был угаснуть. Они жили в храме Весты, посвящая себя служению и храня обет чистоты. Огонь символизировал жизнь, благополучие и защиту государства. Весталки считались избранницами богов, а их связь с огнём подчеркивала их духовное превосходство и чистоту.

Богиня Веста (Гестия), которой служили весталки, символизировала домашний очаг, защиту дома и семьи. Она была воплощением материнской заботы и стабильности, а её культ был связан с сохранением внутреннего огня как источника жизни.

Веста и невеста: знание и готовность

В славянских традициях Веста – это девушка, ещё не вступившая в брак, но уже обладающая знаниями и умениями, необходимыми для семейной жизни. Её имя связано со словом «ведать» – знать, понимать. Веста символизировала подготовленность к роли жены: она была мудрой, заботливой, готовой поддерживать огонь в семейном очаге и в сердце своего будущего мужа.
В противоположность ей, «невеста» означала девушку, которая ещё не ведала всех премудростей замужества, не обладала опытом и знаниями, нужными для создания и поддержания семьи. Её называли «не знающая» – та, которой предстояло обучиться семейным обязанностям.
Интересно, что слово «невеста» связано с корнем «весть» или «известие», что также может означать «неизвестная» для жениха. Это подчеркивало традицию выбирать в жены девушку из другого рода, не связанную с женихом родственными узами. Таким образом, слово несёт сразу несколько смыслов: от обозначения неопытности до акцента на социальные и родовые традиции брака.

Заключение: вечные темы и современная актуальность

И вот мы подошли к подведению итогов нашего сегодняшнего разговора. «Крошечка-Хаврошечка», «Золушка» и «Одноглазка, Двуглазка и Трёхглазка» – это гораздо больше, чем просто развлекательные истории со счастливым концом. Это настоящие метафоры жизни, которые очень точно и тонко отражают наши внутренние конфликты, наши горести и радости, нашу зависть и нашу надежду, нашу вечную борьбу за свое место под солнцем и нашу веру в то, что добро, в конечном итоге, всегда победит зло. Эти сказки – своеобразное зеркало, в котором мы можем увидеть отражение собственных переживаний: утрату близких, неизбежный процесс взросления, поиск справедливости в, порой, очень несправедливом мире. И именно поэтому, несмотря на свой сказочный антураж, их образы остаются удивительно актуальными и близкими нам даже сегодня, в эпоху высоких технологий и стремительных перемен. Вечные темы, заложенные в этих историях, продолжают волновать нас, помогая нам лучше понять себя и окружающий мир.
На этом наш выпуск подходит к концу. Надеюсь, вам было интересно вместе со мной разбирать символику этих замечательных сказок. Приглашаю вас в наши следующие выпуски, где мы продолжим открывать для себя новые грани мудрости, спрятанные на страницах знакомых с детства историй. С вами была Диана и подкаст «Подсказки». До новых встреч!
Спасибо за внимание! С вами была Диана. До новых встреч!
Диана Стец
Психолог

Другие статьи из блога

Здесь я делюсь практическими и эффективными приемами в психологии, которые пропустила через собственный опыт
Другие статьи
Made on
Tilda