Баба Яга: Стражница Порога и Архетип Трансформации в Русском ФольклореВступление в тёмный лес

Сегодня мы войдём в лес. Он будет всё гуще. Тёмнее. Тише. И где-то среди этой тьмы нас встретит она. Баба Яга. Та, чьё имя произносят с опаской. Та, что варит в котле не только зелья, но и смыслы.
Это текстовая версия выпуска подкаста, в котором я рассуждаю о скрытых символах сказок. Можете послушать здесь, или на удобной для вас площадке по ссылке: podskazki.mave.digital
В фольклоре она — ведьма. Старуха с костяной ногой, живущая в избушке на курьих ножках. Она похищает детей, варит зелья, то помогает герою, то губит его. Но всё ли так просто? Образ Бабы Яги впитал в себя черты языческой богини смерти, хозяйки леса, стражницы границ миров и женского сакрального знания. И если прислушаться внимательнее — мы поймём, что перед нами вовсе не злодейка. Перед нами — Порог.

Граница миров: топография психического ландшафта

В глухом лесу, на границе познаваемого и непознаваемого, стоит избушка на курьих ножках — странное, почти сюрреалистическое архитектурное решение, буквально балансирующее между почвой и небом. Это жилище не просто странно — оно обозначает границу между освоенным пространством человеческой культуры и диким, хаотичным миром непознанного. Задумаемся на мгновение: что представляет собой эта граница в психологическом измерении? Это тонкий порог между известным и неизвестным, логичным и интуитивным, понятным и непонятным, сознательным и бессознательным, между упорядоченным миром и тёмным хаосом архаичных импульсов.

В современном мире мы продолжаем искать свои собственные "избушки на курьих ножках" — точки перехода между рациональным и иррациональным, старым и новым, известным и неизвестным. Как и наши предки, мы чувствуем необходимость в пограничных состояниях, в моментах перехода, когда разрушаются привычные категории восприятия. Вспомните ощущение погружения в художественный фильм, в книгу, в медитацию — не являются ли эти состояния современными аналогами древнего опыта встречи с потусторонним?

Название “курьи ножки” вероятно происходит от слова “курные” — то есть окуренные дымом столбы, на которых древние славяне устанавливали “избу смерти” — небольшой сруб с прахом умершего внутри. Такой обряд существовал у славян примерно в VI–IX веках. Внутри этой избушки представляли Бабу Ягу как живого мертвеца: она неподвижно лежала и не замечала пришедшего человека (ведь, по древним представлениям, мертвые не видят живых и наоборот). Приход живого она определяла по запаху — “русским духом пахнет”, ведь аромат живого был неприятен для мертвых.

Тот, кто встречает на границе между миром живых и мертвых избушку Бабы Яги, обычно отправляется в иной мир с целью спасти пленную царевну. Для этого он должен стать частью мира мертвых и пройти через обряд испытания. И в этом мы находим схожий символизм во множестве мифов и сказок других народов: от Одиссеи Гомера до шумеро-аккадского эпоса о Гильгамеше. Подобные образы присутствуют и в северной мифологии — например, в путешествии Одина в Хельхейм, царство мертвых, чтобы узнать тайные знания.

Вспомните, как часто герой в сказке должен пойти “туда, не знаю куда”. И первым, кто встречается ему на пути — становится Яга. Она живёт в лесу — пространстве вне социума. Её дом — избушка, которая стоит между мирами. Проход к новому “я”, к новому этапу пути — лежит через неё. Она может уничтожить тебя, если ты не готов. Или вознаградить, если ты прошёл испытание.

Баба Яга не даёт герою подарков — она даёт испытания. “Соткать холст”, “выдержать ночь”, “не заснуть”, “не оглянуться”. Эти задания — архетипические шаги инициации. Герой проходит через них, трансформируется и выходит другим. Именно после встречи с Ягой он получает волшебного помощника, магический предмет или новое знание. Это делает её не врагом, а проводником. Да, суровым. Но справедливым.

Баба Яга – это инициатор, проводник в мир мертвых, ее образ связан с обрядом инициации, переходом женщины из статуса «сестры» в статус хранительницы мудрости предков. Ее «костяная нога» – символ принадлежности к миру мертвых. Одной ногой здесь, другой там. Баба Яга обладает атрибутами, связывающими ее с древними культами: ступа и пест (или метла), на которых она летает; печь, в которой она грозится изжарить героев сказок.

Эти предметы имеют глубокую ритуальную символику, связанную с обрядами перехода и трансформации. Ступа - это предмет, используемый в обрядах. В ней толкут травы, зелья, знахарские смеси. Своим пестом она задаёт ритм, как бубном. А помело — заметает следы. В выпуске про метлу я говорила про то, что есть место, упорядоченное, известное, и метла - это инструмент упорядочивания, это возможность устроить свое место и защитить его от недоброжелателей. Так же и у Бабы Яги. Может это кажется злом или хаосом, но это знание. К тому же она является владелицей ступы, олицетворявшей женское начало, и песта — символизировавшего мужское, — то есть идеи плодородия.

Ее внешний облик – старуха с длинным носом, взлохмаченными волосами, часто слепая или полуслепая – также связан с представлениями о существах, принадлежащих к потустороннему миру, обладающих особым зрением, способным видеть то, что недоступно обычным людям. Баба Яга поразительно амбивалентна. Она может быть как свирепой людоедкой, так и мудрой наставницей. В одних сказках она стремится изжарить героя в печи, в других — даёт волшебный клубок, который приведёт его к цели.

Эта двойственность отражает фундаментальную двойственность нашего отношения к бессознательному. Мы одновременно страшимся и жаждем встречи с неизведанным, с тёмными глубинами собственной психики. Как писал Юнг, тень — это не только хранилище отвергнутых импульсов, но и источник витальной энергии, творческого потенциала. Баба Яга воплощает эту парадоксальную природу тени — она пугает и одновременно влечёт, угрожает и одновременно обещает помощь.

В нашем современном мире, пронизанном неопределённостью, мы всё чаще оказываемся на границе между привычным и неизведанным. Экономические кризисы, технологические прорывы, климатические изменения — всё это заставляет нас ощутить себя героями сказки, стоящими перед избушкой Бабы Яги. Мы испытываем те же противоречивые чувства: страх перед неизвестностью и надежду на обретение новых ресурсов.

Инициация и трансформация: путь индивидуации

В большинстве сказок встреча с Бабой Ягой — это момент инициации героя. Чтобы получить помощь от этой странной старухи, необходимо пройти испытание: показать смекалку, проявить доброту или продемонстрировать знание магических формул. Эта структура сказки удивительно точно отражает психологический процесс индивидуации — становления целостной личности через интеграцию сознательного и бессознательного.

Герой не может просто войти в избушку Бабы Яги — он должен знать правильные слова: "Избушка, избушка, стань к лесу задом, ко мне передом". В некоторых толкованиях её избушка — не что иное, как гроб, саркофаг или шаманский барабан. И чтобы войти в контакт - нужен определенный ритуал. Разве не так же мы подходим к своим внутренним конфликтам? Мы должны найти "правильные слова", правильный психологический подход, чтобы трансформировать разрушительную энергию бессознательного в созидательную силу. Мы должны научиться вести диалог с нашей собственной "Бабой Ягой" — с теми аспектами психики, которые кажутся пугающими, уродливыми, деструктивными.

Баба Яга — воплощение Тени. Того, что вытеснено, подавлено, но необходимо для целостности личности. Она — не то зло, что надо победить, а та часть нас, с которой нужно встретиться. Признать. Интегрировать. Когда герой не боится Ягу, когда он проявляет уважение, не лжёт и не суетится — он получает от неё то, что никто другой не даст. Знание. Ключ. Путь.

Баба Яга может быть отголоском Великой Богини — той, что была до всех пантеонов. Она хранит в себе женскую силу, связанную с циклом жизни, смерти и возрождения. Её избушка — как матка и как гробница одновременно. Недаром в некоторых сказках она кормит героя, прячет под крылом, даёт баню — символические действия, связанные с заботой, очищением и перерождением. В юнгианской психологии Баба Яга может быть интерпретирована как воплощение архетипа Мудрой Старухи — древней женской мудрости, которая часто кажется пугающей для эго-сознания, но содержит глубокое знание о циклах жизни и смерти, о трансформации и обновлении.

В сказках Баба Яга часто выступает как хранительница знания — она знает, где найти живую и мёртвую воду, как победить Кощея, как найти путь к искомой цели. Это знание не рационально, не систематизировано — оно интуитивно, парадоксально, часто выражено в загадках и метафорах. Такая форма знания напоминает то, что Майкл Полани называл "неявным знанием" — знанием, которое невозможно полностью артикулировать, которое передаётся через практику, через непосредственный опыт. В современном мире, ориентированном на эксплицитное, формализованное знание, мы часто забываем о ценности этого интуитивного, воплощённого знания. Баба Яга напоминает нам о важности "когнитивной картографии" — способности ориентироваться в сложных, неструктурированных пространствах, полагаясь не только на логику, но и на интуицию, на телесное чувствование, на способность распознавать паттерны в кажущемся хаосе.

Экологическая перспектива: лес как метафора дикой природы

Нельзя не отметить, что Баба Яга всегда связана с лесом — она живёт в самой его глуши, знает его тайны, говорит на языке его обитателей. Она сама символ дикой, нецивилизованной природы — той части мира, которая остаётся неподвластной человеческой воле. В современном мире мы все чаще начинаем осознавать, что наше стремление контролировать природу, подчинить её своим целям, привело к катастрофическим последствиям. Мы вынуждены пересмотреть наши отношения с дикой природой, признать её автономность, её право на существование вне человеческих проектов. Баба Яга напоминает нам, что дикая природа — это не просто ресурс, не просто среда обитания, но и источник мудрости, источник обновления. Она учит нас уважению к тому, что не поддаётся нашему контролю, что остаётся загадочным и непредсказуемым.

Универсальность архетипа: Баба Яга в мировом фольклоре

Баба Яга — не единственный персонаж такого рода в мировом фольклоре.

Европейские ведьмы и колдуньи

  • В германской мифологии мы встречаем Фрау Холле (или Перхту) — старуху, которая, подобно Бабе Яге, может быть как добродушной, так и устрашающей. Она вознаграждает трудолюбивых и наказывает ленивых. В сказке братьев Гримм "Госпожа Метелица" она живёт на дне колодца и создаёт снег, когда встряхивает свою перину.
  • Греческая Геката — богиня колдовства, ночи и перекрёстков — тоже имеет много общего с Бабой Ягой. Она является хранительницей порога между мирами, а её троичная природа (трёхликая богиня) перекликается с троичностью Бабы Яги в русских сказках. Троичность символизирует как три жизненных цикла: юность, зрелость и мудрость (девочка (Ид), женщина (Эго) и матрона, как правило, пожилая женщина (Суперэго)), так и триаду нашей психики.

Азиатские мудрые старухи

В японском фольклоре есть Ямауба — горная ведьма, которая может быть как кровожадной людоедкой, так и доброй помощницей. Она обитает в горных лесах и, подобно Бабе Яге, испытывает героев, прежде чем помочь им.

Африканские и америндские предания

  • В африканском фольклоре мы находим Мами Вату — водную богиню, которая может принимать облик прекрасной женщины или устрашающего монстра. Она похищает людей, уносит их в своё подводное царство и может даровать им особые способности, если они прошли её испытания.
  • Албасты — злой дух в тюркских традициях, часто принимающий образ старухи и похищающий души или новорожденных.
Интересно отметить, что во всех этих персонажах прослеживаются общие черты:
  • Амбивалентность: Они могут быть как злыми, так и добрыми, в зависимости от обстоятельств и поведения героя.
  • Связь с природой и стихиями: Почти все эти существа обладают властью над определёнными аспектами природы.
  • Роль хранительниц порога: Они обитают на границе между обычным миром и потусторонним.
  • Испытание героя: Встреча с этими персонажами всегда является проверкой для главного героя сказки.

Заключение: Баба Яга - просто женщина

И знаете, это все не про старух, не про ведьм и не про богинь. Это все про обычное женское. Которое иногда очень пугает. Пугает мужчин, пугает и самих женщин. Женская природа непостоянна, амбивалентна. И мы как Баба Яга можем то проявлять милость, то гнев. Поэтому мужчины никогда не знают что от нас ждать и пройдут ли они наши нелогичные испытания. У Хэмингуэя в "Старике и море" была чудесная цитата, которую я хочу привести: «Рыбаки помоложе, из тех, кто пользуется буЯми вместо поплавков для своих снастей и ходит на моторных лодках, купленных в те дни, когда акулья печенка была в большой цене, называют море el mar, то есть в мужском роде. Они говорят о нем как о пространстве, как о сопернике, а порою даже как о враге. Старик же постоянно думал о море как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них, а если и позволяет себе необдуманные или недобрые поступки - что поделаешь, такова уж ее природа."

Мы сегодня узнали, что Баба Яга — не злая колдунья, не ужасная старуха. Хозяйка границы. Хранительница тех знаний, что нельзя записать словами. Проводница через страх и тьму к новому рождению. Баба Яга — это не о зле. Это о испытании. О внутреннем взрослении. О принятии своих теневых сторон, без которых невозможна целостность. Как и море у старика Хемингуэя, она может быть щедрой, а может быть жестокой. Но не из злобы — а потому что её природа глубже человеческих категорий добра и зла. Чтобы обрести новое “я”, нужно пройти лес. Пройти страх. Пройти встречу с Ягой. И, уважительно склонив голову, принять от неё главный дар — Знание о себе. Баба Яга ждёт каждого из нас — там, где заканчивается привычное. Там, где начинается настоящее путешествие.

Вы также можете послушать видео на эту тему в удобном плеере: Youtube или vk video

Спасибо за внимание! С вами была Диана. До новых встреч!
Диана Стец
Психолог

Другие статьи из блога

Здесь я делюсь практическими и эффективными приемами в психологии, которые пропустила через собственный опыт
Другие статьи
Made on
Tilda