В глухом лесу, на границе познаваемого и непознаваемого, стоит избушка на курьих ножках — странное, почти сюрреалистическое архитектурное решение, буквально балансирующее между почвой и небом. Это жилище не просто странно — оно обозначает границу между освоенным пространством человеческой культуры и диким, хаотичным миром непознанного. Задумаемся на мгновение: что представляет собой эта граница в психологическом измерении? Это тонкий порог между известным и неизвестным, логичным и интуитивным, понятным и непонятным, сознательным и бессознательным, между упорядоченным миром и тёмным хаосом архаичных импульсов.
В современном мире мы продолжаем искать свои собственные "избушки на курьих ножках" — точки перехода между рациональным и иррациональным, старым и новым, известным и неизвестным. Как и наши предки, мы чувствуем необходимость в пограничных состояниях, в моментах перехода, когда разрушаются привычные категории восприятия. Вспомните ощущение погружения в художественный фильм, в книгу, в медитацию — не являются ли эти состояния современными аналогами древнего опыта встречи с потусторонним?
Название “курьи ножки” вероятно происходит от слова “курные” — то есть окуренные дымом столбы, на которых древние славяне устанавливали “избу смерти” — небольшой сруб с прахом умершего внутри. Такой обряд существовал у славян примерно в VI–IX веках. Внутри этой избушки представляли Бабу Ягу как живого мертвеца: она неподвижно лежала и не замечала пришедшего человека (ведь, по древним представлениям, мертвые не видят живых и наоборот). Приход живого она определяла по запаху — “русским духом пахнет”, ведь аромат живого был неприятен для мертвых.
Тот, кто встречает на границе между миром живых и мертвых избушку Бабы Яги, обычно отправляется в иной мир с целью спасти пленную царевну. Для этого он должен стать частью мира мертвых и пройти через обряд испытания. И в этом мы находим схожий символизм во множестве мифов и сказок других народов: от Одиссеи Гомера до шумеро-аккадского эпоса о Гильгамеше. Подобные образы присутствуют и в северной мифологии — например, в путешествии Одина в Хельхейм, царство мертвых, чтобы узнать тайные знания.
Вспомните, как часто герой в сказке должен пойти “туда, не знаю куда”. И первым, кто встречается ему на пути — становится Яга. Она живёт в лесу — пространстве вне социума. Её дом — избушка, которая стоит между мирами. Проход к новому “я”, к новому этапу пути — лежит через неё. Она может уничтожить тебя, если ты не готов. Или вознаградить, если ты прошёл испытание.
Баба Яга не даёт герою подарков — она даёт испытания. “Соткать холст”, “выдержать ночь”, “не заснуть”, “не оглянуться”. Эти задания — архетипические шаги инициации. Герой проходит через них, трансформируется и выходит другим. Именно после встречи с Ягой он получает волшебного помощника, магический предмет или новое знание. Это делает её не врагом, а проводником. Да, суровым. Но справедливым.
Баба Яга – это инициатор, проводник в мир мертвых, ее образ связан с обрядом инициации, переходом женщины из статуса «сестры» в статус хранительницы мудрости предков. Ее «костяная нога» – символ принадлежности к миру мертвых. Одной ногой здесь, другой там. Баба Яга обладает атрибутами, связывающими ее с древними культами: ступа и пест (или метла), на которых она летает; печь, в которой она грозится изжарить героев сказок.
Эти предметы имеют глубокую ритуальную символику, связанную с обрядами перехода и трансформации. Ступа - это предмет, используемый в обрядах. В ней толкут травы, зелья, знахарские смеси. Своим пестом она задаёт ритм, как бубном. А помело — заметает следы. В выпуске про метлу я говорила про то, что есть место, упорядоченное, известное, и метла - это инструмент упорядочивания, это возможность устроить свое место и защитить его от недоброжелателей. Так же и у Бабы Яги. Может это кажется злом или хаосом, но это знание. К тому же она является владелицей ступы, олицетворявшей женское начало, и песта — символизировавшего мужское, — то есть идеи плодородия.
Ее внешний облик – старуха с длинным носом, взлохмаченными волосами, часто слепая или полуслепая – также связан с представлениями о существах, принадлежащих к потустороннему миру, обладающих особым зрением, способным видеть то, что недоступно обычным людям. Баба Яга поразительно амбивалентна. Она может быть как свирепой людоедкой, так и мудрой наставницей. В одних сказках она стремится изжарить героя в печи, в других — даёт волшебный клубок, который приведёт его к цели.
Эта двойственность отражает фундаментальную двойственность нашего отношения к бессознательному. Мы одновременно страшимся и жаждем встречи с неизведанным, с тёмными глубинами собственной психики. Как писал Юнг, тень — это не только хранилище отвергнутых импульсов, но и источник витальной энергии, творческого потенциала. Баба Яга воплощает эту парадоксальную природу тени — она пугает и одновременно влечёт, угрожает и одновременно обещает помощь.
В нашем современном мире, пронизанном неопределённостью, мы всё чаще оказываемся на границе между привычным и неизведанным. Экономические кризисы, технологические прорывы, климатические изменения — всё это заставляет нас ощутить себя героями сказки, стоящими перед избушкой Бабы Яги. Мы испытываем те же противоречивые чувства: страх перед неизвестностью и надежду на обретение новых ресурсов.