Отдавая дань уважения Владимиру Проппу: разгадываем матрицу сказки

Дорогие слушатели, приветствую вас на новом выпуске подкаста «Подсказки». Сегодня я хочу отдать дань уважения советскому учёному Владимиру Яковлевичу Проппу, известному исследователю фольклора, чьи работы сыграли очень важную роль в мировой культурологии и литературоведении.
Это текстовая версия выпуска подкаста, в котором я рассуждаю о скрытых символах сказок. Можете послушать здесь, или на удобной для вас площадке по ссылке: podskazki.mave.digital
Пропп подошёл к исследованию сказок как настоящий учёный, я бы даже сказала почти как математик, потому что он выявил некую матрицу, некий шаблон, который можно разложить на базовые элементы, на функции. И таким образом он нашёл структуру и закономерность, а не просто искал тайны смысла в сказках.

Мне очень жаль, что наш соотечественник не стал так же популярен, как Джозеф Кэмпбелл, который, безусловно, тоже проделал большую и очень интересную работу. Она, безусловно, отличается от того, что сделал Пропп. Всё-таки Пропп как раз-таки описал структуру и функции, а Джозеф Кэмпбелл такие более психологические, архетипические символы. Но Пропп всё-таки сделал свою работу где-то 30 лет раньше. А во-вторых, про Кэмпбелла мы всё-таки знаем гораздо больше и слышим про него гораздо больше в разных соцсетях. И очень жаль, что про Пропп мы слышим гораздо меньше. У Екатерины Михайловны Шульман, признанной иноагентом, было несколько видео про Проппа. Она там во времена ковида перечитывала его. Но, кроме того, в каком-то массовом блогинге я его не встречала, что очень обидно на самом деле.

Поэтому с большим удовольствием посвящаю целый выпуск Владимиру Яковлевичу и надеюсь, что тем самым заражу вас каким-то интересом и, возможно, даже к чтению.

Итак, самый знаменитый труд Проппа — это морфология волшебной сказки. Он написал её в 1928 году. Термин «морфология» был заимствован из ботаники. Он обозначает учение о формах. Пропп перенёс этот подход на фольклор, изучая именно форму, а не содержание волшебных сказок. Так Проппу удалось выявить универсальный шаблон, который он разложил на функции.

Пропп выделяет действия, которые выполняют персонажи, независимо от их ролей. То есть неважно, кто выполняет ту или иную функцию, будь то Царевич, Иван Дурак или Говорящий Медведь, важен сам порядок этих функций. И важно отметить, что число этих функций ограничено. Кроме того, они последовательны. Все сказки имеют одинаковый порядок функций, хотя отдельные элементы могут отсутствовать. Но менять местами их нельзя.

Так Пропп приходит к выводу, что все волшебные сказки имеют одну и ту же структурную основу, что делает эту основу универсальной. Всего Пропп выделил 31 функцию. И что удивительно, они работают в одной и той же последовательности, даже если сказки кажутся совершенно разными.

Например, он выделил такие универсальные элементы, как отправление героя. Когда герой покидает дом в поисках чего-то важного. Дар помощника. Герой получает волшебный предмет или совет. Борьба с врагом. Некая кульминация, где происходит столкновение с антагонистом. Возвращение и признание. Когда герой возвращается домой и получает награду, невесту и полцарства в придачу.

Таким образом, это не типы персонажей, как, например, у Кэмпбелла в том числе, а именно действия, которые они совершают и которые двигают сюжет вперед. Как я уже сказала, необязательно все функции будут присутствовать в каждой сказке, но если не есть, то всегда будут идти в строго определенном порядке. Это как ноты в мелодии. Можно использовать не все ноты, но если поменять их в порядок, то мелодия потеряет смысл.

Именно это открытие Проппа, не про мелодию, а про функции сказки и их определенный порядок, стало революционным. Он показал, что сказка — это не хаотичное нагромождение событий, а сложная, но четко структурированная система.

Возвращаясь к списку функций, конечно, все 31 не буду перечислять, но раскрою наиболее важные и значимые, с моей точки зрения. Первая функция — исходная ситуация. Представление героя, его семьи или ситуации. Вторая функция — запрет. Когда герою что-то запрещено делать. Третья — это, конечно, нарушение запрета. Когда герой или кто-то другой нарушает запрет. Есть функция поиска помощи. Например, герой его спрашивает или ищет какую-то информацию. Функция передачи задания. Когда герой получает какую-то задачу. Начало действия. Герой покидает дом или герой отправляется куда-то. Дарение. Герой получает помощь. Борьба с противником. Когда герой сражается с врагом. Победа над противником. Герой обязательно побеждает. Возвращение. Герой возвращается домой. Признание героя. Герой раскрывает свою подлинную личность. Потому что бывает, что кто-то другой присваивает себе все подвиги героя. Наказание врага. Когда враг получает заслуженное наказание. И, конечно, свадьба или награда. В завершении сказки.

Давайте рассмотрим это на примере сказки про Ивана Царевича и серого волка. Исходная ситуация. Три брата получают задание добыть жароптицу. Запрет. Им было запрещено заходить в темный лес. Нарушение. Иван все-таки заходит в лес и сталкивается с волком. Дарение. Волк становится его помощником. Испытание. Иван добывает птицу, коня и царевну. Признание. Иван возвращается и раскрывает свои подвиги. И свадьба. Герой получает свою награду. И на этом сказка заканчивается.

Подобная структура присуща и сказкам других народов. И братьев Гримм, и Шарли Перо. Об этом Пропп тоже написал. Но предлагаю на этом сейчас не останавливать свое внимание, а перейти дальше. Так как морфология волшебной сказки – это лишь верхушка айсберга.

В другой своей книге «Исторические корни волшебной сказки» Пропп углубляется в то, почему элементы появились и что они означают. За эту книгу он был уволен из Академии наук в 1946 году. Разумеется, за антимарксизм. Не исключено, что это до сих пор оказывает некоторое влияние на то, что мы достаточно мало про него знаем.

Итак, в книге «Исторические корни волшебной сказки» Пропп пишет, что многие сказочные сюжеты восходят к древним обрядам инициаций, где молодые люди проходили символическую смерть, испытания, возрождения для того, чтобы стать взрослыми. Самое любопытное, конечно, то, как обряды инициаций и перехождение из детства во взрослость отражаются в сказках. Есть такое мнение, что сказки вообще рассказывались как некая инициация. Через сказку передавались правила и обычаи, какие-то сведения о тотемах и истории племени. Ну и, как вы наверняка знаете, во многих культурах, тем более в древних, без обряды инициации невозможно было повзрослеть.

Из всего изобилия примеров мне почему-то вспоминается фильм «Триста спартанцев», где спартанских мальчиков отводили в пещеру, где только если они одержат победу над опасным зверем и сами не умрут от голода и холода, они могут вернуться, потому что они уже стали мужчинами. У нас в развитом обществе цивилизованном, слава богу, таких страстей больше нет, но определенная инициация из ребенка во взрослого, безусловно, все равно остается, конечно, уже более психологическая, более внутренняя.

И таким образом мы можем рассматривать и какие-то сказочные сюжеты, например, поединка героя с чудовищами или какими-то антагонистами, как отражение внутренней борьбы с собственными демонами или борьбы с какими-то жизненными испытаниями. Конечно, тема смерти в сказках на самом деле тоже про инициацию, тогда как птице-феникс нужно сначала умереть, ну то есть избавиться от старой картины мира, от инфантильности и так далее. И только потом она может возродиться в новом качестве.

Помните сказку Иванушки-дурачке, который становится царем? Это может быть отражением древних обрядов избрания нового лидера. Или, например, в сказках часто встречается ситуация, когда герой должен спасти девушку, похищенную чудовищем или злым колдуном. Этот мотив может быть связан с реальными практиками похищения невест в древние времена, когда свадьбы часто заключались через захват женщины из другого рода или племени.

В сказках бывает и тема преемственности власти, когда, например, герой часто становится царем не после смерти отца, а после того, как он завоевывает власть в другом царстве или по браку с дочкой царя другого. Этот мотив тоже может быть отражением древних обычаев в передаче власти через брак или каких-то социальных структур, где власть переходила не по родовой линии, а через союзы.

Это, безусловно, великая и очень интересная книга. Я не буду долго останавливаться на ней, почитать, если вам будет интересно, она есть в доступе в интернете. Я бы хотела еще рассказать про такую книгу, как «Фольклор и действительность», тоже, конечно, написанную Владимиром Яковлевичем Проппом. Эта книга помогает понять, что сказка — это не просто выдумка, это коллективная память, где каждое волшебное приключение на самом деле отражает реальные страхи, надежды и представления тех людей, которые жили задолго до нас.

Интересно, что фольклор создается в основном крестьянством, но его содержание и формы часто пронизаны сложными отношениями между разными классами. Темы сказок часто связаны с проблемами крестьянской жизни, земледелием, отношениями с властью, семейной структурой, ритуалами перехода, инициацией. Сказочные испытания, которые царь или князь дает герою, часто аллегорически изображают трудности, с которыми сталкивалось крестьянство в своих попытках достичь лучшей жизни. Сказочные сюжеты о поиске чудесных предметов или, например, жар птицы могут символизировать освоение новых земель, где эти предметы являются аллегорией природных богатств. И, конечно, интересно, что в сказках, где главный герой является младшим сыном, безусловно, существует намёк именно на крестьянство. А ещё это отражает крестьянскую систему наследования, где старший сын получает землю, а младший вынужден искать счастье в других краях.

Фигура невесты в волшебных сказках в основном представляется некой конечной финальной наградой героя, но, тем не менее, её образ имеет глубокую связь с древними ритуалами. Например, поиск невесты и преодоление каких-то испытаний для того, чтобы заполучить её в жёны, восходит к брачным ритуалам, где нужно было пройти различные испытания, доказать свою силу, мужественность и способность содержать семью. Тем не менее, невеста часто является не только целью героя, но и важным элементом, который продвигает развитие сюжета. Конечно, она может быть неким пассивным объектом, который ожидает спасения, а может быть активным участником, который помогает героям. Например, давать советы, волшебные средства.

Интересно, что Пропп интерпретирует образ невесты, в том числе как символ перехода героя на новый социальный уровень. Женить бы — это не только личное достижение, но и метафора обновления, победы и восстановления некоего порядка. То есть это буквально социальное обновление. И если мы рассматриваем символику классовости, то женитьба — это какое-то хорошее событие для угнетенного класса. Невеста, кроме того, часто ассоциируется с плодородием, что может символизировать и какие-то ритуалы, направленные на улучшение урожая. Также это, в принципе, некая гармония, союз. Можно сказать, что это поддержка некой гармонии в обществе.

Интересна ещё фигура мачехи, которая тоже есть в разных культурах. И не всегда понятно, почему он настолько популярный образ. Но Пропп говорит о том, что конфликт между мачехой и её падчерицей символизирует борьбу за наследование власти в семье. То есть, как бы, если жива мать, то проблемы в наследовании нет, так как есть два родных родителя и их ребёнок. А если появляется мачеха, то она становится соперницей дочери за отеческое наследство. И когда фигура мачехи в счастливом финале терпит неудачу, таким образом, как бы, восстанавливается социальная гармония. Пропп хотел донести, что сказка обязательно отражает мечты и страхи, представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости именно реальных людей. Поэтому сказки остаются актуальными и понятными даже спустя много-много лет.

Но и это ещё не всё, потому что у Владимира Яковлевича есть ещё одна потрясающая книга «Русские аграрные праздники». В этой книге он исследует происхождение, эволюцию обрядов и традиций, связанных с земледелеческим циклом, конечно же. У нас в стране это было наиболее важно. Особое внимание Владимир Яковлевич уделил тому, как языческие и христианские элементы слились в народной культуре, сформировав современные обряды и праздники. До христианизации основные праздники на Руси были связаны с природными циклами – зимним солнцестоянием, весенним равноденствием, началом жатвы. Затем они адаптировались – например, обряды зимнего солнцестояния стали частью Рождества, а весенние праздники объединились с Пасхой.

Но до сих пор мы празднуем Масленицу, провожаем зиму, встречаем весну, зажигаем чучело, что символизирует прощание зимой, очищение и отражает древнее представление о цикл личности жизни. Знаменитые блины символизируют солнце, призывая его тепло и свет, для того, чтобы скорее пробудилась природа, земля и пришло тепло. еще один языческий праздник Иван Купала связан с летним солнцестоянием. Главные ритуалы в этот день – это разжигание костра, прыжки через него, купание и сбор трав. здесь тоже огонь символизирует очищение, защиту и вообще эти обряды восходят к культу солнца и природных духов.

Но и тут тоже Пропп говорить, что это не просто какие-то традиции, это отражение глубоких социальных структурных элементов, например, социальных отношений, распределения ролей в обряде или экономическая зависимость от природы, конечно, так как было очень важно, чтобы урожай был хорошим, поэтому использовались различные ритуалы. Аграрные праздники отражают циклы природы и зависимость человека от этой природы. Кроме того, любые праздники способствуют поддержанию сплоченности, общинности, передачи культурных ценностей, ритуалов, правил.

И здесь тогда уместен вопрос, зачем это все знать современному человеку. Пропп дал нам инструмент, который помогает не только разобраться в сказках, но и понять, как люди передают важные послания через поколения. Его метод — это ключ к пониманию того, как формируются нарративы в фильмах, книгах, сказках, да и даже в нашей собственной жизни. И, конечно, наш личный путь часто напоминает сюжет волшебной сказки. Мы отправляемся куда-то, сталкиваемся с какими-то трудностями, ищем союзников, боремся с драконами и в итоге возвращаемся домой, но уже совсем другими. На нас сейчас вроде уже не так влияет экономическая зависимость от природы, цикличность или другие проблемы крестьянской общины, но как минимум мы воспитывались на этих сказках, впитали в себя этот культурный код. И интегрируя это знание в свою жизнь, мы также можем почувствовать свою принадлежность этой культуре. А это, как ни странно, придает определенное количество сил. Знаете, что может скрываться за словом «правильный»? принадлежность к правилам, к правилам какой-либо системы, например, к культурной системе. А быть правильными — это удобно, и это правильно, и это хорошо.

На этом завершим наше путешествие по наследию Владимира Яковлевича Проппа. Если вам понравился этот выпуск, не забудьте подписаться на подкаст и поделиться им с друзьями. Если вы захотите углубиться в эту тему, книги Проппа ждут вас. Надеюсь, мне удалось показать, что сказка, несмотря на всю фантастичность, тесно связана с реальной жизнью. спасибо, что были со мной, и до встречи в следующем эпизоде.
Спасибо за внимание! С вами была Диана. До новых встреч!
Диана Стец
Психолог

Другие статьи из блога

Здесь я делюсь практическими и эффективными приемами в психологии, которые пропустила через собственный опыт
Made on
Tilda