Мода и бессознательное: расшифровка смыслов одежды | Психоанализ моды

Узнайте, как психоанализ помогает понять язык моды. Исследуйте символизм одежды, её защитные функции и как ваше бессознательное выражается через выбор стиля.
Люблю психоанализ за то, что его можно применить практически к любым культурным пластам. В том числе к такому явлению как мода. Мода — это не просто одежда или какие-то внешние атрибуты, например, аксессуары. Это целый язык, созданный из символов, знаков и образов.

Я постараюсь рассказать, какие психические функции выполняет для нас мода, и каким образом наше бессознательное разговаривает с нами и с другими людьми благодаря моде.

Как и любое творчество, мода — это про бессознательное. Когда мы рисуем, выражаем себя, пишем музыку, снимаем кино и одеваемся, выбираем цвета одежды, конечно, это бессознательное говорит таким образом. Каждый образ можно рассматривать как символическое высказывание, которое содержит элементы культуры, истории и личных переживаний.

Мода как посредник между внутренним и внешним миром

Мода действует как посредник между миром внутренним и миром внешним. Внешний вид человека — это, по сути, его язык образа. Наверное, вы замечали, что у каждого человека есть свой уникальный индивидуальный образ. И как красиво и гармонично, когда образ внешнего вида, его одежды, совпадает с тем, как человек себя ведет, с его внутренним образом. И как нелепо выглядит, когда человек себя словно не знает или не совсем понимает контекст реальности. Например, одевается не по погоде или не к месту, приходит в места, где требуется формальный дресс-код в чем-то неформальном, или просто одевается не по возрасту.

Бессознательно мы считываем даже такие моменты вне контекста, как то, что человек себя не знает или не хочет о себе заботиться. Например, девушка, которая решила, что она будет красиво выглядеть в легеньком платье, под которое подойдет пальто, а на улице -20. И, конечно, это красиво, но это совсем не по погоде. И несмотря на всю красоту этого платья и ее хрупкости, которую этот наряд подчеркивает, будет бессознательно у всех, кто ее видит, крутится вопрос: почему она с собой так жестоко поступает в -20. И наоборот, как красиво и гармонично, тоже опять-таки бессознательно воспринимаются люди, которые хорошо себя знают, хорошо воспринимают контекст и всегда выглядят уместно, оттого просто, стильно и гармонично.

Защитные функции моды

У моды есть важные защитные функции для нашей психики. В первую очередь, одежда – это некий барьер между нашим внутренним миром и миром внешним. То есть у нас уже есть некая защита, мы не голые, и мы сами выбираем, какую защиту мы сегодня наденем: потолще, послабее, пооткровеннее, позакрытее и так далее. Это дает нам некоторое чувство контроля и безопасности для нашего внутреннего мира.

Кроме того, одежда помогает контролировать тревогу. В первую очередь, такие цвета, как черный или какие-то темные цвета, поскольку они поглощают свет - также символически можно говорить о том, что они поглощают и какие-то неприятные эмоции. Например, тревогу, страх или скорбь, как, например, траурная одежда. Подростки часто носят черный цвет, потому что нужно накопить энергию. Они тратят много энергии, но в то же время им нужно ее где-то брать и копить.

Кроме того, у многих из нас есть любимые вещи, например, любимый свитер или любимый шарф, которые ассоциируются с уютом и теплом. Мы можем укутаться в них и буквально заразить себя этими приятными и спокойными эмоциями. Интересно, что мода также выполняет две диаметрально противоположные функции. С одной стороны, она нас закрывает, а с другой стороны, помогает нам раскрываться. И получается, что мы выбираем, каким образом нам скрывать какую-то свою уязвимость, свою наготу, не обязательно только физическую, возможно, и психологическую в том числе. Но в выборе этой брони мы также проявляем творчество, которое раскрывает какие-то глубины нашего бессознательного.

"Толковый словарь одежды"

Сейчас я бы хотела перейти к самой интересной части. К сожалению, на русский язык данная книга не переведена, но она потрясающая. Она написана в соавторстве американского психоаналитика Адама Филлипса и историка костюма и моды Джудит Кларк. На английском называется "The Concise Dictionary of Dress". На русский это можно перевести, наверное, как "Толковый словарь о платье" или "Толковый словарь об одежде", в целом. В этой книге рассматриваются различные виды образов, стилей, тканей, фактуры, как какие-то функции, которые служат нашей психике, нашему бессознательному. Давайте разберем это поподробнее.

Одежда-доспехи

Одно из наиболее ярко выраженных звеньев, которые соединяют психоанализ и моду - это такая одежда, которую можно отнести к "доспехам". То есть одежда, в которой много металлических изделий, молний, каких-то пуговиц, которые, в принципе, выглядят как что-то защитное, металлическое, как что-то в виде брони или доспехов. С точки зрения психоанализа, это напрямую связано с желанием защититься.

В мире моды такая одежда ассоциируется с именем Пако Рабана. Когда в 1960-х Пако Рабан начал создавать свои необычные наряды из металла и других индустриальных материалов, модный мир был потрясен. Пако Рабан – это французский модельер испанского происхождения. Он родился в 1934 году в семье басков и прожил непростое детство, связанное с гражданской войной в Испании. Его мать была портнихой, работавшей на Кристобаля Баленсиагу. В 1939 году, после того, как отец Пако был казнен, семья бежала во Францию, спасаясь от диктатуры Франко.

Рабан, будучи сыном войны и архитектором по образованию, видел моду как пространство для эксперимента, где могли соединяться сила, защита и искусство. Его металлические платья стали своеобразными доспехами современного человека. Они были не только визуально впечатляющими, но и глубоко символичными. Они выражали смелость и независимость. Как средневековые доспехи защищали рыцарей, так и работы Рабана защищали женщин от осуждения и стереотипов. Платье из металлических пластин, соединенных кольцами, стало иконой его творчества. Он считал, что традиционные ткани не способны выразить силу и дух современной женщины, а металл идеально подходил для этой цели.

Сегодня наследие Рабана можно увидеть в работах современных дизайнеров, вдохновленных его использованием нетрадиционных материалов и подходом к моде как к арт-объекту. Его доспехи остаются актуальными, так как продолжают олицетворять мощь, свободу и уникальность. Сама же история Рабана показывает, как травмы влияют на творчество и на моду. Его отец был казнен, а семья бежала во Францию. Эти события могли сформировать в его психике глубокое чувство уязвимости и потребности в защите. Конструкции из материалов, ассоциирующихся с прочностью и защитой, например, алюминий, латунь, можно трактовать как попытку создать символический панцирь.

Причем сам он их не носил, а наряжал в них преимущественно женщин. Таким образом, скорее всего, стремясь защитить мать, которая лишилась мужа и была вынуждена бежать с еще маленьким сыном. Я могу предполагать, что он бы тогда очень хотел ей помочь, спасти ее и защитить, но не мог в силу своего возраста. И впоследствии выразил это желание, создавая доспехи для других женщин. Это очень красивый пример того, как наши травмы могут стать нашими сильными сторонами. Через дизайн он создал уникальный язык, который говорил не только о моде, но и о выживании, силе и поиске смысла в условиях нестабильности.
Аналог в психоанализе: Адам Филлипс пишет, что подобно тому, как рыцарь защищает свое тело и здоровье своими доспехами, наша психика защищает нас психическими защитами, например, отрицанием или вытеснением и так далее.

Комфорт и контроль

Интересно значение слова «комфортный», которое приводится в этой книге. Обычно мы говорим о комфорте как о чем-то уютном и расслабленном, но зачастую комфорт ассоциируется, наоборот, с контролем. То есть нам комфортно, когда мы можем контролировать что-то. С точки зрения психоанализа моды слово «комфортный» тоже можно выразить через такие иллюзорно комфортные вещи, как, например, какие-то мягкие с виду, плюшевые свитеры или другая одежда из такой ткани, которая на первый взгляд очень мягкая, но при ближайшем рассмотрении и тактильном восприятии - она оказывается достаточно грубой, жесткой и даже царапающей. Тут напрашивается пример бабушкиных свитеров из жесткой колючей шерсти или кофточки с вкраплениями люрекса.

Психоанализ говорит о том, что комфорт – это иллюзия безопасности. Мы стремимся к комфорту, когда находимся в регрессе, когда в состоянии стресса переходим на довольно ранние стадии развития и стремимся к абсолютной безопасности, чего на самом деле не бывает. Но переходя на эти более низкие и ранние защиты, мы в том числе отключаем и взрослые защиты, которые помогают нам иметь дело с внешним миром. В поисках иллюзорного комфорта и безопасности мы на самом деле становимся наиболее уязвимы.

Для личностного роста важно, чтобы был умеренный комфорт и умеренный стресс. Если все слишком комфортно, мы оказываемся чрезмерно уязвимы для малейшего стресса и фрустрации взрослой жизни. Но чрезмерный стресс и тревоги вынуждают нас возвращаться на те самые ранние стадии развития, когда мы просто не можем включить более взрослые защиты и защитить себя.

Изношенная одежда и история

Бывает, что одежда выглядит изношенной, или в принципе она винтажна, или специально так продумана, чтобы быть затертой и выглядеть как что-то потрепанное. С точки зрения психоанализа это может подчеркивать желание поделиться своей историей, то, что в истории были какие-то травмы, какая-то боль. Какие-то костюмы, в которых, например, швы видны, или какой-то пэчворк, где сшиваются разные материалы с разными узорами. Это буквально про наше внутреннее состояние, про нашу внутреннюю историю, про наши травмы. И как ни странно, это правда красиво. Мы не идеальны внутри, у нас внутри много швов, и это по-своему красиво и заслуживает большого уважения.

Бесформенная одежда и поиск идентичности

Бесформенность одежды связана с поиском идентичности. Когда еще нет четкого понимания и четких границ - тогда требуется нечто бесформенное для того, чтобы эти границы внутри себя сформировать. Обычно бесформенную одежду носят личности в стадии своего становления, например, подростки, когда они все еще ищут себя, ищут свою идентичность, и во многом это им помогает, как и черный цвет.

Японская мода

Первая бесформенная одежда как концепт появилась в середине 20 века благодаря японским дизайнерам и их революционному взгляду на моду. Но идеи бесформенности начали активно исследоваться в 60-70-х годах.

Главным образом это было связано с именем Кристобаля Баленсиаги. Его работы, такие как туники или коконы, предлагали радикальный отход от облегающих силуэтов. Они были первым шагом к разрыву с традиционной фигурой. Баленсиага заложил фундамент для отказа от жестких форм еще в 50-х, но именно японские дизайнеры, такие как Кензо, Кавакубо, Ямамото, в 70-80-х сделали бесформенную одежду манифестом модной революции.

Именно японские дизайнеры оказались лидерами в создании бесформенной одежды благодаря сочетанию культурных, исторических и философских факторов, которые повлияли на их мировоззрение и подход к моде. Японская культура ценит красоту несовершенства, незавершенности и природной простоты, что нашло отражение в эстетике ваби-саби: красоты в простоте, обретении духовного богатства и безмятежности через отстранение от материального мира. Бесформенная одежда воплощает эту идею, подчеркивая естественные складки, асимметрию и текучесть. С точки зрения психоанализа, ваби-саби можно рассматривать как форму принятия бессознательных аспектов, признаков нестабильности и случайности.

В отличие от западной моды, которая ориентирована на подчеркивание фигуры, японская одежда исторически была нацелена на функциональность и связь с природой. Традиционная японская одежда (кимоно, хаори) лишена акцентуации тела. Ее формы предполагают свободу движений и не зависят от гендерных, возрастных или социальных норм. Немаловажно отметить влияние дзен-буддизма с концепцией "ма", идеей пустоты, которая выражает ценность того, что не видно. В моде это отразилось в создании пространства между телом и тканью, что и породило бесформенные силуэты. С точки зрения психоанализа, пустоту можно рассмотреть как метафору для бессознательного, пространства, где зарождаются истинные желания.

Ну и не будем забывать про травму войны. Многие японские дизайнеры, включая Исэя Мияке, детство которого прошло в Хиросиме, испытали влияние разрушительного опыта войны. Бесформенность может быть способом переработки коллективной травмы через искусство, символизируя гибкость и адаптивность в ответ на хаос. Кроме того, в условиях послевоенного восстановления минимализм стал не только экономической необходимостью, но и философией жизни, что нашло свое отражение в моде.

Скрытая одежда

Бывает одежда, которая что-то скрывает. Например, у нее несколько подкладок или какие-то внутренние карманы, и это уже прямая отсылка к тому, что внутри нас есть бессознательное, которое не видно, но оно все-таки есть.

Закрытая одежда

Закрытая одежда это символ изоляции, возможно даже какой-то депрессии, когда не хочется обнажать себя, нужно все подсобрать, сохранить и никаким образом не показать. Это такая большая защита, но которая в такие моменты необходима.

Открытая одежда

А открытая одежда очень противоречива. Она не про желание всем себя показать, а такая ловушка из разряда, что я себя показываю, но на самом деле не показываю. То есть тут двойное послание: я как бы хочу себя показать, но на самом деле это обман, потому что себя такой человек показывать точно не хочет.

Сдавливающая одежда

Очень яркий и очень символичный пример это одежда, которая буквально сжимает, сдавливает, например, корсеты, или какие-то шнуровки. Это отсылает к тому, что внутри себя надо подавлять и сдавливать какие-то чувства, которые считаются неугодными. И не зря вот в викторианскую пуританскую эпоху было самое время ношения корсетов и всего такого сдавливающего.

Тяжелая одежда

Тяжелая одежда, которая как будто чем-то обременена или на ней слишком много массивных элементов, говорит о том, что человек чувствует, что тащит какой-то груз в своей душе, что-то тяжелое, что мешает ему и буквально загружает его.
Александр Маккуин – один из самых ярких и провокационных дизайнеров моды 20 века.
Он родился в 1969 году в рабочей семье в Лондоне. Его детство было омрачено сложными отношениями с отцом и борьбой за самовыражение в условиях традиционной культуры. С раннего возраста Маккуин сталкивался с ощущением отверженности и необходимостью защищаться. Он сталкивался с травмирующими событиями, включая эпизоды насилия и буллинга, что оставило глубокий след в его психике.

Ранние травмы проявились в его дизайнах, делая акценты на уязвимости и защите. Это могло быть символической реакцией на детскую боль и страх. Его интерес к теме смерти, тьмы и трансформации мог быть связан с бессознательным желанием осмыслить утраты и боль. Знаменитая коллекция "Highland Rape" 1995 года посвящена кровавой истории Шотландии, исторической родине Маккуина. Но на мой взгляд, в психоаналитическом контексте она может быть интерпретирована как отражение собственных травм. Разорванные ткани и кроваво-красные акценты похожи на переживание боли, пережитой самим дизайнером. Эта коллекция могла быть символической переработкой вытесненных эмоций: страха, уязвимости и желания защитить себя. Детство Маккуина, таким образом, можно рассматривать как фундамент его уникального подхода к моде, где каждый силуэт и каждая ткань говорили о сложных, но универсальных темах человеческого опыта, травме, выживании и поиске красоты даже в самых мрачных уголках жизни.

Дырявая одежда

Одежда с дырками или какая-то порванная символизирует то, что есть некий разрыв внутри, какие-то внутренние конфликты, например, конфликт между сознательным и бессознательным, между которым связи нет. Это может также говорить и о возможном расщеплении.

Не можем тут обойти стороной Кристобаля Баленсиагу, которого мы уже упоминали. Кристобаль родился в 1895 году в небольшой деревне в Испании. Его отец был рыбаком, а мать работала швеей. Он достаточно рано погрузился в мир текстиля через работу матери, что стало решающим фактором выбора его жизненного пути.

Баленсиага черпал вдохновение в испанских культурных традициях, костюмах тореадоров, ритуальной строгости католической церкви, драматизме барокко. Однако его молодость совпала с трагическими событиями гражданской войны в Испании, из-за чего, так же как и Рабан, он был вынужден эмигрировать в Париж. Полагаю, что война для Баленсиаги стала символом утраты стабильности и разрушения связей с родной культурой. Его работы, которые так наполнены драматизмом и строгостью форм, можно рассматривать как попытку найти порядок в хаосе и выразить внутренний конфликт через одежду. Его любимый черный цвет одновременно символизирует траур и строгость. Это выбор, который, на мой взгляд, помогает выразить связь с родными корнями и справляться с внутренними переживаниями, сохраняя контроль и структуру.

Такие силуэты Баленсиаги, как платье-коконы и пальто, буквально окутывают тело, создавая ощущение защиты. Эти формы напоминают утробу или панцирь, символизируя стремление к безопасности и комфорту в очень неспокойном мире. Интересно, что в последние годы Баленсиага получил вторую жизнь и новую популярность. Сейчас этот модный дом возглавляет Демна Гвасалия, который успешно сочетает наследие Баленсиаги с актуальными темами. Баленсиага всегда разрывал с канонами, и сегодня этот подход резонирует с современной молодежью, которая стремится к свободе самовыражения. Кроме того, в очень тревожную эпоху, которая вызвана последствиями ковида, нестабильностью политических ситуаций, форма одежды, навеянная Баленсиагой, может быть символом желания укрыться, защититься и найти устойчивость.

Кристобаль через свои работы вероятно трансформировал личные и коллективные травмы в высокое искусство. Его мода – это поиск баланса между строгостью и свободой, тишиной и драмой. Это делает его работы не только визуально впечатляющими, но и глубоко психологически значимыми. Сегодня его наследие остается актуальным, поскольку оно предлагает не просто одежду, а скорее щит в сложные времена.

Одежда со складками

Сложенная одежда, например, драпированная, говорит о том, что человек хочет упорядочить что-то, взять под контроль хаос в бессознательном.

Одежда с проколами

Одежда с проколами, с булавками или просто дырками для каких-то колец, говорит о нарушении целостности и утрате границ, возможно, каком-то желании самоповреждения.

Мятая одежда

Мятая одежда символизирует хаос и невозможность с ним иметь дело, упорядочить его. Это буквально такой беспорядок и большой стресс, большая тревога.

Натянутая одежда

Натянутая одежда, которая буквально скоро лопнет, говорит о том, что в психике тоже есть какая-то натянутая пружина, какое-то очень сильное напряжение, которое скоро, скорее всего, взорвётся.

Одежда с пустотой

Одежда, которая имеет какие-то пустые элементы, говорит о внутренней депрессии, о пустоте и об отсутствии смысла.

Легкая одежда

Лёгкая одежда типа шифона или шёлка говорит о стремлении сбросить какой-то груз. Груз вины или стыда – это явное желание той самой лёгкости, которой так не хватает во внутреннем мире.

Одежда с забытыми элементами

Мне очень понравилась идея о каких-то забытых элементах, например, потерянная пуговица или концепция одежды, связанная с тем, что как будто чего-то не хватает. Например, без одного рукава. Это можно связать с концепцией вытеснения в психоанализе. Когда психика намеренно вытесняет и не даёт нам о чём-то вспоминать и думать. Но, конечно же, от этого никуда это событие и воспоминание не исчезает, а начинает искать нас другими способами. Вот, например, через одежду, в которой как будто чего-то не хватает.

Перекрученная одежда

Перекрученные ткани говорят о подмене одного другим, подмене ролей или чувств, искажением истины. И это наталкивает на какой-то хаос, на беспорядочность и тревогу от того, что ничего не понятно и перепутано.

Поглощающая одежда

Поглощающая одежда, когда, например, человека в огромном свитере или пуховике даже не видно, может свидетельствовать о том, что человек не может контролировать то, что его захватывает. То есть он буквально чем-то поглощён и выбраться из-под этого не может. Он над этим не властен.

Заключение

На этом я, наверное, остановлюсь. Если будет возможность, обязательно прочитайте эту прекрасную книгу. А чтобы подытожить всё вышесказанное, давайте резюмируем, что одежда – это наш акт самовыражения и в то же время акт нашей защиты. Подобно тому, как психика использует различные психические защиты для того, чтобы мы могли функционировать в этом мире и взаимодействовать с другими. Также и одежда помогает нам, защищает нас и позволяет как-то заявить о себе миру, выбрать свой индивидуальный образ и показать себя со всеми своими шероховатостями, защитами и со всем своим опытом. Помните, что самое главное – это хорошо знать себя, не бояться себя узнавать. Поэтому не торопитесь сейчас выбрасывать какие-то свои порванные вещи, потому что на самом деле, если вы будете в согласии со своими внутренними потертостями и неровностями, какими-то надрезами, то эти порванные вещи на самом деле будут очень красиво вас дополнять, потому что будут рассказывать вашу индивидуальную историю. А не будут элементом какого-то вытеснения, которое что-то стремится сказать вам и окружающим, но вы этого пока не видите. Спасибо за то, что уделили свое время. Надеюсь, вам было интересно. Подписывайтесь. И до новых встреч!

Вы также можете посмотреть видео на эту тему в удобном плеере: Youtube или vk video

Спасибо за внимание! С вами была Диана. До новых встреч!
Диана Стец
Психолог

Другие статьи из блога

Здесь я делюсь практическими и эффективными приемами в психологии, которые пропустила через собственный опыт
Другие статьи
Made on
Tilda