Одно из наиболее ярко выраженных звеньев, которые соединяют психоанализ и моду - это такая одежда, которую можно отнести к "доспехам". То есть одежда, в которой много металлических изделий, молний, каких-то пуговиц, которые, в принципе, выглядят как что-то защитное, металлическое, как что-то в виде брони или доспехов. С точки зрения психоанализа, это напрямую связано с желанием защититься.
В мире моды такая одежда ассоциируется с именем Пако Рабана. Когда в 1960-х Пако Рабан начал создавать свои необычные наряды из металла и других индустриальных материалов, модный мир был потрясен. Пако Рабан – это французский модельер испанского происхождения. Он родился в 1934 году в семье басков и прожил непростое детство, связанное с гражданской войной в Испании. Его мать была портнихой, работавшей на Кристобаля Баленсиагу. В 1939 году, после того, как отец Пако был казнен, семья бежала во Францию, спасаясь от диктатуры Франко.
Рабан, будучи сыном войны и архитектором по образованию, видел моду как пространство для эксперимента, где могли соединяться сила, защита и искусство. Его металлические платья стали своеобразными доспехами современного человека. Они были не только визуально впечатляющими, но и глубоко символичными. Они выражали смелость и независимость. Как средневековые доспехи защищали рыцарей, так и работы Рабана защищали женщин от осуждения и стереотипов. Платье из металлических пластин, соединенных кольцами, стало иконой его творчества. Он считал, что традиционные ткани не способны выразить силу и дух современной женщины, а металл идеально подходил для этой цели.
Сегодня наследие Рабана можно увидеть в работах современных дизайнеров, вдохновленных его использованием нетрадиционных материалов и подходом к моде как к арт-объекту. Его доспехи остаются актуальными, так как продолжают олицетворять мощь, свободу и уникальность. Сама же история Рабана показывает, как травмы влияют на творчество и на моду. Его отец был казнен, а семья бежала во Францию. Эти события могли сформировать в его психике глубокое чувство уязвимости и потребности в защите. Конструкции из материалов, ассоциирующихся с прочностью и защитой, например, алюминий, латунь, можно трактовать как попытку создать символический панцирь.
Причем сам он их не носил, а наряжал в них преимущественно женщин. Таким образом, скорее всего, стремясь защитить мать, которая лишилась мужа и была вынуждена бежать с еще маленьким сыном. Я могу предполагать, что он бы тогда очень хотел ей помочь, спасти ее и защитить, но не мог в силу своего возраста. И впоследствии выразил это желание, создавая доспехи для других женщин. Это очень красивый пример того, как наши травмы могут стать нашими сильными сторонами. Через дизайн он создал уникальный язык, который говорил не только о моде, но и о выживании, силе и поиске смысла в условиях нестабильности.